«Хороший совет – это сомнительное лекарство, но не особенно опасное из-за малой эффективности» /Карл Юнг/
У каждого из нас в сознании сформировано понятие, что на вопрос должен быть дан ответ, при чем чаще всего в форме совета или даже прямого указания к действию. Так было в родительской семье, в школе, на работе, с друзьями и т.д.
Поэтому и к психологу приходят вначале за «волшебной таблеткой», а не получив ее, ожидают даже не ответы на свои вопросы, а советы и инструкции, по аналогии с врачебным предписанием. При этом даже, если клиент знает, что психолог советов не дает, то все равно вначале, на подсознательном уровне, ожидает от него этого.
И в самом деле, а почему нет? Врач дает четкое предписание, священник отпустит грехи и даст наставления, друг даст совет, педагог обучит навыку, а что же психолог?
Психолог работает со здоровой личностью человека. Даже в случае психических расстройств задействовано два специалиста — психиатр (или психотерапевт, что по сути одно и то же — это врачи) и психолог. Совет буквально означает готовое знание, передаваемое другому, при этом получающая сторона рассматривается как как пассивная, некомпетентная, требующая помощи извне. Врачи как раз и работают с этой нездоровой частью, требующей помощи, обусловленной биологическими изменениями мозга, а психолог взаимодействует и обращается к здоровой части личности, активной, компетентной, способной найти оптимальное решение, подходящее именно для этого самого человека, для улучшения его собственной жизни.
Психолог является «зеркалом» для клиента, экспертной частью к которой можно обратиться за информацией, поддержкой. В результате взаимодействия между психологом и клиентом создается безопасное пространство для активации у клиента не задействованных ресурсов и способностей, проявления всего внутреннего спектра переживаний, начиная от осознаваемых эмоций до более сложных бессознательных проявлений.
Именно эти проявления посредством различных феноменологических явлений на поведенческом, эмоциональном и семантическом уровнях выходят на первый план. Мышечные зажимы, изменение дыхания, изменение тембра голоса, эмоциональные и телесные комплексы ставятся в фокус внимания клиента и у него появляется возможность описать их для себя, перенести в осознанную часть для лучшего понимания себя и своей ситуации.
Например, когда осознается подавленная злость на кого либо из близкого окружения и причины этой злости. А понимая ситуацию и, что более важно, себя в этой ситуации, клиент может менять свою жизнь, свое поведение, высвобождать внутренние ресурсы и энергию, которые уходили на подавление, на что-то позитивное для себя, на собственные потребности и их реализацию.
Психолог с помощью различных методов и техник помогает клиенту сфокусировать его внимание на этих проявлениях, удержать концентрацию эмоций, разобраться с чувствами, но только сам человек может осознать себя и ответить на свои внутренние вопросы, дать себе персонализированные советы и руководства к действиям, в зависимости от своих внутреннего мира, своих желаний и потребностей.
Здесь уместны будут возражения «Но как же, иногда психологи дают и советы и рекомендации?» Все верно. Только эти советы и рекомендации относятся к методикам и техникам, которые предлагаются клиенту, а не к нему самому и не к его жизни.
Предполагают обращение человека к его собственным внутренним ресурсам, а не внешним проявлениям, как ему поступать или что делать. Для дачи «объективного» совета необходимо быть «экспертом в ситуации», учитывать все нюансы, и таким «экспертом» является сам человек, а психолог лишь инструмент достижения этой цели.
Сергей Федоров
Психолог, семейный психолог, сексолог