Л.Г. Брагина, руководитель центра «РАДОМИРА», семейный психолог, специалист EMDR (ДПДГ) десенсибилизация и переработка психологических травм с помощью движений глаз.
Последние время все больше и больше у меня на консультациях появляются члены семей — участников СВО.
Основная группа: это жены мобилизованных или служащих по контракту и несколько матерей, чьи старшие сыновья находятся в зоне военных действий.
Основными поводами запроса в обращениях в терапию были:
В работе с женщинами использовала:
Индивидуальная работа подкреплялась группой поддержки онлайн. Начинала вести оффлайн, но после 4 встреч поняла, что лучше онлайн, больше участников смогли участвовать. На данный момент я провела 16 двухчасовых встреч.
Для некоторых женщин, регулярно посещающих групп, было достаточно групповой работы. Другие же, обратившееся женщины, совмещали индивидуальную работу с групповой и
третьи, получив облегчение после дух – четырех индивидуальных встреч, просто не доходили до группы. Всем обратившемся предлагалось участие в группах поддержки. Целью таких групп являлось:
Группа проводилась по такой схеме:
Отреагирование чувств, выслушивание каждого участника, дискуссия при необходимости по волнующим вопросам социального или другого запрашиваемого характера. Удалось ли применять предложенные практики в жизни.
Проработка темы, выполнение упражнений и техник, с обратной связью каждого участника.
Завершение, с каким чувством уходите и что полезного вы вынесли из сегодняшней встречи.
Темы групповой работы:
Группа проводилась по такой схеме:
Темы групповой работы:
Прояснение и постановка жизненных целей и желаний
Выводы: опыт работы показал, что все семьи участников СВО, нуждаются в психологической поддержке и консультировании.
Особенно в терапии нуждаются семьи, где разлука и потеря членами семей переживается очень остро. Это связано с тем, что на общем тревожном внешнем фоне, обостряются личные индивидуальные травмы. Это какие-то травмирующие, давно забытые кризисные периоды и события юности, подросткового и детского периода с чем я в своей работе постоянно сталкивалась и прорабатывала.
Получается, что длительный период СВО изменяет психологическое состояние семьи участника СВО (семейной системы) полностью. Изменяется как эмоционально-психологическое состояние женщины на фоне постоянной тревоги. Также в социальном плане она получает дополнительную нагрузку в виде решения бытовых вопросов и ответственности за детей, которые раньше выполнял муж.
Мужчина же претерпевает изменение всей психики, в той или иной степени , в психологии ее называют « боевая или военная травма». Происходит нейрофизиологическая перестройка всей центральной нервной системы. Чтобы выжить в ситуации острого стресса — войны, в психике формируются новые нейронные связи, а прежние «социальные» нейронные связи как бы уходят на задний план. Поэтому при возвращение домой всем участникам военных событий нужна как сейчас говорят «ресоциализация». А это значит, нужен адаптационный период времени с сопровождением психолога. А в случае, острого посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и с психотерапевтом, чтобы постепенно опять войти уже «измененным» в семейную и социальную жизнь.