Наш жизненный путь тернист и сложен. Человек проходит через ряд важных этапов, влияющих на его личность. Выделяют, например, возрастные кризисы. Это переходные периоды в возрастном развитии. Они сопровождаются резкими качественными изменениями в психике и прочими переменами. Такие кризисы являются нормативными — присущими всем людям. У многих на слуху устойчивые выражения вроде «кризис среднего возраста» или «подросткового возраста».
Спросим – нет, не у ясеня, а у Википедии, что же такое кризис. И вот что она отвечает: «Кризис (др.-греч. κρίσις — решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации».
ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Психологи уделяют особое внимание детским возрастным кризисам, которые определяют наше отношение к себе и миру, «линию жизни» в целом. Бывают кризисы:
На каждом из них ребенку предстоит решить непростые задачи, чтобы перейти на новый уровень развития.
МЫ, Я, ОНИ
Давайте подробнее изучим специфику детских возрастных кризисов.
Кризис новорожденного. Ребенок появляется на свет, он абсолютно не защищен ни от чего. Доверие к миру, безопасность, любовь, принятие, забота – ключевые понятия психологии младенца.
Кризис первого года. Фаза активного познания малышом окружающей среды. Только успевай уследить за ним и уберечь от многочисленных угроз. А вот он, конечно, порой очень злится из-за этого на взрослых. Также ребенок начинает понимать, что мама не принадлежит ему всецело. Это его сильно тревожит. Он всячески пытается обратить ее внимание на себя разными способами.
Кризис трех лет. «Я, я, я!» Ребенок будто превращается в «Мистера упрямство», отстаивая себя как личность и не забывая без конца проверять чужие границы. На этом этапе закладывается база для развития таких качеств как самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Это важно, поскольку жизнь – штука суровая, вызовы будет бросать неоднократно.
Кризис семи лет, который привязан к началу учебы в школе. Это уже не игрушки, а вполне себе модель будущей взрослой жизни. Приходится осваивать новые социальные роли, акцент все больше усиливается в сторону адаптации к коллективу, правилам, принятым в обществе. Острый момент связан с оценками за учебу, гонкой за достижениями и сравнением со сверстниками.
Кризис подросткового возраста. Сопровождается бурной гормональной перестройкой организма. Эмоции опережают разум: даже небольшая неприятность кажется гигантской проблемой. Новоявленный тинейджер всячески демонстрирует отказ от родительского авторитета, все больше и больше отделяется психологически от семьи. Он пытается быть взрослым и порой ориентируется, скорее, на внешние признаки взрослого человека, чем на подлинные проявления психологической и социальной зрелости.
НЕ НАВРЕДИ
Чтобы успешно пройти эти кризисы, ребенку нужны подходящие условия. В первую очередь их обеспечивают родители. Тогда кризис не будет таким уж «кризисным», трудным. Разве что с неярко выраженными симптомами.
Если маме и папе не хватает знаний, опыта, стремления отнестись с уважением к взрослеющему чаду, его меняющимся потребностям, то дети рано или поздно отреагируют. Да так, что «стены затрясутся, земля разверзнется».
Специалисты отмечают и такой неблагоприятный вариант: ребенок не проживает нормально то, что должен, и как бы «застревает» на одном из этапов, подавляя в себе естественные желания. Это опасно, например, низкой самооценкой, инфантильным поведением.
Порой на нормативные кризисы «наслаиваются» или же происходят за их рамками и другие значимые для ребенка события, которые ввергают его в стресс. К примеру, развод родителей, смерть близкого человека, травля со стороны сверстников, переход на дистанционное обучение.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Семейный «Центр «РАДОМИРА» проводит совместные для детей и взрослых арт-терапевтические группы и индивидуальные коррекционные занятия для детей по психологической и социально-педагогической реабилитации.
В 2020 и 2021 годах центр реализует программы встреч в рамках проекта «Точка опоры». Он ориентирован на социально уязвимые семьи, которые проживают в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, пострадали в период пандемии коронавируса и нуждаются в психологической помощи. В том числе — многодетные, неполные, малоимущие семьи. Проект осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.
Арт-терапевтические встречи позволяют детям и взрослым:
Особенно это актуально сейчас, когда люди испытывают колоссальный стресс в связи с пандемией коронавируса, семьям необходимо адаптироваться социально и психологически к условиям онлайн-режима и ограничительным мерам.
Индивидуальные встречи с психологом также проходят в формате арт-терапии. Они направлены на формирование у ребенка адекватной самооценки, укрепление чувства собственного достоинства и т.д.
Занятия проводят квалифицированные детские педагоги-психологи и арт-терапевты. Родители могут проконсультироваться с ними по поводу особенностей ребенка и получить рекомендации по дальнейшей психокоррекции его поведения.
Очные совместные арт-терапевтические группы проходят по воскресеньям с 12.00 до 14.00.
Участие во всех мероприятиях бесплатное для целевых групп, материалы предоставляются бесплатно. Посещать можно любые занятия и в любом количестве. Необходимо предварительно записаться.
КОНТАКТЫ ДЛЯ СВЯЗИ:
+7(812)575-64-64
radomiraspb@mail.ru
Пусть ваши дети растут здоровыми и счастливыми!