На днях был в гостях и увидел там этот плакат 1959 года, который весьма лаконично называется «Талантливый мальчик». И захотелось обсудить с вами непростую тему…
А тема вот какая – оправдано ли строгое, классическое образование маленьких детей в спорте, музыке, танцах, живописи? Интересно узнать ваше мнение и поделиться своим опытом.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы серьезного раннего образования.
С одной стороны, строгое образование может помочь развить таланты и достичь серьезных результатов. Например, если ребенок занимается спортом с малых лет и ему уделяют много внимания, то есть большие шансы стать профессионалом в будущем. Спорт закаляет характер. Точно так же, регулярные занятия музыкой и требовательные учителя могут помочь стать талантливым музыкантом.
С другой стороны, строгое образование — это огромное эмоциональное давление и стресс от постоянных тренировок и высоких ожиданий. Это может привести к утрате интереса к спорту или музыке и даже к психологическим проблемам. Времени для игры и отдыха, на свободное мышление и креативность, на общение со сверстниками просто не остается.
Я уж не говорю о том, что многие родители «забывают» выяснить у самого ребёнка – а оно ему вообще надо? Ведь совершенно не секрет, что частой мотивацией родителей, которые отдают своих детей в учебные заведения доп. образования является вполне понятная цель – научить их тому, чему сами родители научиться по каким-то причинам не смогли, реализовать свои, родительские мечты и желания. Есть такое? Еще как есть!
Я сам имею опыт подготовки в музыкальной школе. 10 лет однако… Моё ли это было желание? Вообще-то нет. Это были отцовские мечты. И что я могу сказать?… Прошло много лет, но у меня до сих пор очень двойственные чувства по поводу всего этого обучения.
Да, учили нас жестко, требовательно. Как говориться – на всю жизнь. Получил ли я навыки игры на скрипке? Да, еще как получил. Прошло уже 35 лет, а пальцы до сих пор помнят. Музыкальный слух, навыки игры усвоились капитально. И, хотя лет 30 я к скрипке вообще не притрагивался, сейчас с удовольствием играю. Круто? Вроде как круто. Но!
«Но» заключается в том, что мало кто интересовался тем, что происходило в музыкальной школе. А происходили там самые разные вещи, часто весьма неприятные и болезненные.
Сказать, что я с радостью ходил в музыкалку? Если честно – нет. Я её боялся, а иногда просто ненавидел.
Личного времени для игр и развлечений почти не было. Я днями пропадал, разучивая гаммы и этюды. Одиноко, страшно, тоскливо – вот такие определения мне приходят в голову, когда я вспоминаю весь этот процесс обучения музыкальной грамоте. Жестко. Зато пальцы помнят до сих пор.
Лично я нахватал детских неврозов полную голову, которые потом аукнулись во многих сферах. Например, с страхом публичных выступлений приходится разбираться до сих пор…
Только ли это мои воспоминания? Оказалось, что нет. Я очень от многих слышал, что обучение в музыкальной школе оставило сугубо негативные впечатления, которые привели в итоге к желанию забросить «струмент» куда подальше и никогда к нему не прикасаться.
Но пальцы помнят. Прошло 35 лет – помнят. Захочу сыграть – сыграю. И многие, у кого не было такого образования, мне завидуют. Дескать «о, как круто! Я вот так не могу…». Парадокс.
Я предполагаю, что и в большом спорте, живописи, танцах примерно такая же ситуация. Везде, где из детей пытаются сделать профи. Впрочем, не знаю. Не учился. Может в других сферах и нет.
Но очевидно, что если не начинать всерьез осваивать музыку, живопись, спорт с самого раннего возраста, то потом уже вряд ли получится достичь каких-либо высот. Это такие сферы, которые предполагают очень раннее начало обучения. И вот как тут соблюсти баланс между счастливым детством и достижением результатов?
А как вы относитесь к строгому образованию маленьких детей в спорте или музыке? Какие плюсы и минусы вы видите? Понятно, что однозначного мнения тут быть не может, да и времена были другие, но было бы интересно услышать, что вы думаете по поводу строгой, классической подготовки детей с раннего возраста? Было бы очень ценно, если бы вы поделились своим опытом и мыслями в комментариях.
PS/Уже позже, после написания поста я подумал, что, возможно, сейчас ситуация совсем другая? Толерантность все-таки, демократия, опять же стоит всё это обучение сейчас несколько иначе, чем 40 лет назад. Эпоха цифры и гаджетов. Может сейчас все это и не актуально? Может уже и подходы к обучению другие?
Но, если у кого-то есть опыт современный, то было бы очень любопытно узнать — что и как изменилось сейчас в плане раннего детского обучения?
Автор поста: Ян Щипин, психолог, арт-терапевт