В продолжении предыдущей встречи мы начали исследовать взаимосвязь самоуважения, уважения и личных границ.
Этот важный аспект мы продолжим изучать через эксперименты на личных примерах группы, как формировать, отстаивать свои границы и уважать границы других.
Погружение в эту тему мы начали с проективной арт-техники, которая дала возможность подросткам визуализировать свои границы.
Большой интерес вызвал ряд упражнений на осознание своих границ: телесных и эмоциональных.
Интересным и важным моментом становится круг новостей, ребята поднимают и озвучивают важные для них темы: учеба с оценками и без них, отношения с деньгами, буллинг в коллективе.
В период пубертатного периода подросток пытается обозначать свои границы достаточно резко: закрытая дверь перед носом взрослого, грубые ответы, дерзкое поведение.
Простым языком, подросток начинает увеличивать дистанцию и бороться за власть.
Важно понимать, что это часть естественного процесса научения выстраивать своё поведение в социуме.
И тут важно обсуждать причинно-следственную связь свободы выбора, последствий и ответственности, социальных правил и личных границ.
В помощь родителям:
Учите формированию личных границ на примере своей семьи:
И отдайте уже власть и контроль там, где подросток учится быть самостоятельным.
Автор и ведущая: Иляна Траулько
Реализуется в рамках гранта «Рука заботы» при поддержке фонда Президентских Грантов.