После того, как ребенок рождается, начинает общаться с родителями, он проходит длинный путь своего развития: знакомится с предметным миром, начинает понимать и осваивать речь, учится выстраивать взаимоотношения по отношению к сверстникам и взрослым людям. На любом из этапов этого процесса ребенок и его родители могут столкнуться с трудностями, когда нужна посторонняя помощь.
Детский психолог — это специалист, который занимается изучением развития и поведения детей в различные периоды их взросления. Его цели — развитие эмоциональных, социальных и когнитивных навыков детей, а также обучение их управлению стрессом при возникновении проблем.
Работа специалиста начинается с этапа знакомства. Его цель — наладить контакт с ребёнком, создать комфортную и безопасную атмосферу. Психолог использует различные техники — игры, тесты, открытые вопросы, наблюдение. На этом этапе проводится диагностика ребёнка, определяется его уровень развития, особенности личности и поведения.
Психологическая диагностика помогает выявить причины проблем в поведении или эмоциональной сфере, определиться со стратегией их решения, выбрать оптимальные варианты выхода из кризисной ситуации и эффективные меры профилактики.
Консультации для родителей специалист помогает разобраться в том, что и почему происходит с ребёнком, рассказывает о возрастных особенностях, советует, какую линию поведения выбрать.
Цели и задачи таких занятий могут быть разными, например, преодоление детских травм, сильных эмоциональных потрясений и переживаний, развитие познавательных процессов (памяти, внимания). Психолог может использовать различные психологические техники: арт-терапию, песочную терапию, тренинги, ролевые игры. Работа может быть индивидуальной или групповой. В конце работы психолог подводит итоги и даёт рекомендации по закреплению результатов.
Детский нейропсихолог — это специалист, который изучает, как развитие головного мозга влияет на поведение, психику и возможности ребёнка. Он использует знания анатомического строения и функций каждого отдела головного мозга ребёнка, чтобы исследовать причины нарушения развития, корректировать психические процессы и поведенческие особенности, работать с восприятием окружающего мира, развитием внимания, памяти, мышления и речи в детском возрасте.
Задача нейропсихолога в работе с детьми — найти причину трудностей обучения, развития, поведения ребёнка, выявить его сильные и слабые психические функции, провести коррекционно-развивающую работу, а также профилактику нарушений, дабы не допустить в будущем рецидива проблемы.
Занятия с нейропсихологом включают в себя двигательную (психомоторную) и когнитивную (развивающую) части. В двигательную часть входят дыхательные упражнения, физические упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, мышечного тонуса, координации движений, самоконтроля, межполушарного взаимодействия. Когнитивная часть включает задания за столом или на ковре, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, а также развивающие игры, творчество.
После занятий у нейропсихолога ребёнок восполняет энергетический потенциал — уходят проблемы с быстрой утомляемостью, перепадами настроения, невнимательностью, плохой памятью. Он становится более спокойным и эмоционально устойчивым.
Наиболее продуктивны нейропсихологические занятия для детей от 5 до 12 лет. В этом возрасте мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребёнок осваивал и развивал навыки, но в то же время ещё пластичен, чтобы легко перестроиться.
Группы поддержки подростков представляют собой безопасное пространство, где в доверительной обстановке участники делятся тем, что их волнует. В дружественной атмосфере подростки лучше понимают себя и тех, кто их окружает. Поэтому на встречах мы бережно относимся друг к другу, строим отношения исходя из принципа конфиденциальности.
В ходе участия в группе поддержки подростки развивают навыки слушания, пытаются понять других, учатся экологично выражать собственные чувства и мысли.
Возможности группы поддержки подростков: