Эпидемия коронавируса резко изменила привычный ход жизни миллионов россиян. Последствия печальны: потеря работы, снижение доходов, рассыпавшиеся планы, туманное будущее. Шок, гнев, растерянность, депрессия, апатия… Где найти силы, чтобы выстоять и адаптироваться к новым реалиям?
В кризисных и иных непростых ситуациях – конфликты, болезни и травмы, утраты, развод, одиночество, зависимости, насилие – особенно важно обратиться за профессиональной психологической помощью. Выделяют следующие форматы: по телефону, очный – прием в кабинете, и онлайн – через интернет. Если хочется инкогнито пообщаться в режиме «здесь и сейчас» и при этом быстро, «голосом», то лучше всего подойдет телефон доверия (ТД).
ГДЕ НАХОДИТСЯ НОФЕЛЕТ?
Сперва разберемся, что же такое «телефон доверия». Вот что сказано в Википедии, которая обо всех все знает:
Телефон доверия (линия жизни, кризисная линия, горячая линия, линия помощи) – дистанционная служба экстренной психологической помощи, предназначенная для оказания моральной, эмоциональной или духовной поддержки широким слоям населения. На территории России этот термин применяется как к службе экстренной психологической помощи, так и к телефонным службам государственных организаций, которые собирают или предоставляют населению различную информацию (с)
Изначально «линии помощи» создавались с целью профилактики самоубийств. Затем круг проблем, с которыми работают специалисты телефонов доверия, расширился.
Списки различных ТД размещены в интернете. Есть те, куда может позвонить любой желающий. Существуют и специализированные. Например, для:
и др.
«ЗВОНИТЕ МНЕ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ»
Считается, что стимул «кризисным линиям» положил трагический случай, произошедший в 1906 году.
Однажды Гарри Уоррен, священник из Нью-Йорка, проснулся ночью из-за настойчивой трели телефона. Звонившему срочно была нужна помощь, он просил о встрече. Священник ответил, что церковь откроется утром и повесил трубку. Классическое «приходите завтра».
Позже выяснилось, что тот человек не дожил до утра: он покончил с собой. Уоррена настолько потрясла его смерть, что он дал объявление в газете: «Перед тем, как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток». Так возникла лига «Спасите жизнь» для поддержки тех, кто находится на грани суицида.
Еще один священник, Чад Вара, открыл в 1950-х гг. в Лондоне первую круглосуточную линию экстренной связи. К нему присоединились добровольцы, чтобы принимать больше обращений. Со временем это переросло в мощное волонтерское движение «Самаритяне». Принципы его работы стали основой для деятельности подобных служб.
В СССР телефон доверия появился в 1981 г. на базе городского наркологического диспансера в Ленинграде. Спустя 10 лет учреждена Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи – РАТЭПП. Здесь собрана база всевозможных контактов, специалисты обмениваются знаниями и опытом.
ПЕРВЫЙ ШАГ
Конечно, вот так взять и позвонить по телефону доверия бывает непросто. О чем сказать, как? Дадим несколько рекомендаций:
ВОПРОСЫ И МИФЫ
Порой у людей возникают вопросы и даже опасения насчет телефонов доверия.
Зачем звонить куда-то, если друзья всегда выслушают?
Действительно, проще открыть душу друзьям. Но есть ли уверенность, что никто не разболтает о доверенных секретах «по всему свету» и не использует против нас же? Кроме того, другу сложно быть объективным и удержаться от наставлений или советов, пусть и от чистого сердца.
На ТД трудятся квалифицированные психологи. Они помогают клиентам обрести опору и баланс, воздерживаясь от прямых рекомендаций и оставаясь беспристрастными. Главные принципы их деятельности: 1) анонимность; 2) конфиденциальность; 3) принятие. Многие ТД бесплатны.
Я с вами поговорю, и сразу все наладится?
Консультанты ТД предлагают экстренную краткосрочную психологическую поддержку. Цель – снижение у абонента остроты негативного эмоционального фона, трансформация отношения к проблеме, осознание новых вариантов ее решения. Более глубокая работа возможна лишь «вживую», и, как правило, в течение нескольких сеансов. Некоторые ТД также предоставляют полезную информацию – адреса учреждений, которые оказывают психологические, медицинские, социальные и юридические услуги.
Я вам поведаю о переживаниях, а потом о них узнает моя семья или начальство
Специалисты «горячих линий» обязаны соблюдать этический кодекс. В том числе – сохранять в тайне беседу с клиентом. Телефонные разговоры не записываются, входящие номера не определяются.
Помощь нужна не мне, а брату/свату
У человека должна быть собственная потребность в помощи и самостоятельный запрос на нее, а не потому, что родные или близкие делают это за него. Иначе получится «причинение добра». Психолог консультирует только того, кто позвонил. Тот, кто обращается на ТД по поводу третьих лиц, может: 1) поделиться своими трудностями. Например, жена просит «повлиять» на мужа-наркомана, но и сама нуждается в поддержке, будучи в созависимых отношениях, подвергаясь насилию со стороны супруга; 2) рассказать о ТД и других ресурсах помощи тому, кого, по мнению обратившегося, необходимо срочно спасать.
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ «ЦЕНТРА «РАДОМИРА»
В Санкт-Петербурге уже 15 лет успешно работает бесплатный телефон доверия Санкт-Петербургской общественной организации «Центр «РАДОМИРА»: +7 (812) 327-60-30. За это время принято более 30 000 обращений. Часы работы:
в будние дни с 9.30 до 21.00 (по пятницам до 20.00)
по субботам с 10.00 до 16.00
Консультанты ТД имеют высшее психологическое образование и соответствующий опыт. Их основные задачи – профилактика семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений у детей, подростков и взрослых, защита прав ребенка и укрепление семьи.
Здесь могут получить психологическую помощь те, кто пострадал от последствий пандемии. С сентября 2020 по декабрь 2021 гг. в «Центре «РАДОМИРА» реализуется проект – победитель конкурса Фонда президентских грантов: «Создание площадки для предоставления психологической и социальной помощи социально уязвимым семьям с детьми для адаптации к условиям ограничительных мер в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции «Точка опоры». Поддержка оказывается проживающим в Санкт-Петербурге и Ленинградской области социально уязвимым семьям с детьми. В том числе — многодетным, неполным, малоимущим семьям.
Специалисты телефона доверия центра прошли дополнительное обучение, чтобы: 1) грамотно информировать целевые группы о возможностях участия в проекте «Точка опоры»; 2) оказать психологическую поддержку с учетом особенностей работы с целевыми группами в период ограничительных мер в связи с борьбой с коронавирусной инфекцией. При необходимости абоненты получают приглашение на очные психотерапевтические консультации.
Телефон доверия – ваша опора в трудные моменты жизни!