English versionOriginal version
 
 
 
 

Благотворительная помощь

Благотворительная помощь семьям и детям

Хочу помочь!

 



География посещений


Статистика сайта


Мужской клуб "Папа-школа" Печать E-mail
11.03.2017 09:34

Как нам пришла идея создавать отцовские группы?

Идея простая. Понаблюдали за поведением людей. Оказалось, что женщины имеют много поддержки от других женщин по реализации материнской роли. Например, гуляя по улице с маленьким ребёнком, общается на детской площадке с другими мамашами. И разговоры ведутся во многом о детях.

Второе традиционно у девочек более теплые отношения с мамами, чем у мальчиков с папами. Поэтому вновь испечённая мама имеет возможность получить совет и поддержку от женщин своей семьи, от мамы и бабушки.

Мужчины такого почти что лишены.

Так уж случилось, что в российской реальности прошлого века мужчина являлся нестабильный элемент семейной системы, они или на войне, или в поисках себя.

Вспомните историю: первая мировая, революция, гражданская война, вторая мировая война. Плюс социальные катаклизмы. В общем, получалось что мужчина

если не на войне, то в тюрьме, если не в тюрьме, то а стройке века. Им некогда было быть отцами. Как следствие – воспитанием мальчиков занимались женщины. Отношения мальчиков с отцами складывались более дистантные, менее теплые. Чем у девочки и мамы.

Итак, молодой отец вряд ли поговорит со своим собственным отцом о том, как обращаться с собственным маленьким ребенком. А может и нет навыка разговаривать по душам.

Плюс современное Российское общество достаточно патриархальное, где чётко расписаны гендерные роли. Мужчина — это добытчик и защитник, поэтому даже в «курилках» мужчины в большинстве своём ведут разговоры о деньгах, политике и женщинах, но не про детей.

Тот, кто хочет не только за политику, оказывается в бедном поле. Не с кем обсудить важные вопросы.

Когда заметили такое положение, пришла идея создавать специальные площадки для мужчин. Где бы они имели возможность обсуждать и сравнивать насущные проблемы отцовства. Какого это быть папой, с какими сложностями часто сталкиваются отцы и т.д.

Модераторами приглашали не психологов. А тех, кто имеет детей и «драйв» к организации поля для обсуждения.

Идея была что у мужчин не надо экспертов. Группа мужчин, объединённых поиском решений определённых задач, будет успешна.  Так образовались «папа-школы».

«Папа-школа» объединяет мужчин, которые недавно стали отцами, или готовятся ими стать. Это возможность поговорить о своих чувствах, радостях , тревогах и ожиданиях, связанных с отцовством.

Целью программы является:

  • Повышение осведомленности будущих отцов в вопросах ухода за новорожденными
  • Изменений в семье, возникающих после рождения ребенка
  • Психологические особенности женщины в период беременности, во время родов и в первые месяцы после рождения ребенка.

Стать настоящим отцом непросто. Нельзя почувствовать себя отцом и стать родным для ребенка до тех пор, пока малыш сам не проникнется к вам любовью и ощущением родства. А происходит это по-разному. Встречи будущих отцов организуются, чтобы мужчины могли получить важную информацию о ребенке, обменяться знаниями и опытом с другими отцами. Мужчины, ставшие отцами, могут не только рассказать о собственных успехах, но и поддержать других пап.

«Папа-школа»-это своеобразный мужской клуб, все встречи которого посвящены подготовке мужчин к роли отца и ответственному отцовству.

Крутов Сергей, психотерапевт, ведущий групп «Папа-школа»

 

 

 

Санкт – Петербургская  общественная  организация  по  гармоничному  развитию семьи и личности «Центр «РАДОМИРА»

191119, Санкт- Петербург, Социалистическая ул.,д.16, литер А, пом. 14Н.

тел./ факс: 575-64-64, radomiraspb@mail.ru, www.radomira.ru

СПбОО «Центр «РАДОМИРА» проводит по программе ответственного отцовства  с 2012 года группы «Папа – школа» для будущих и молодых отцов, ожидающих появление первого ребенка  и имеющих маленьких детей.

Такие мужские группы, где ведущий мужчина необходимы, потому, что   женщины имеют  больше поддержки от других женщин по реализации материнской роли. Молодая мама имеет возможность получить совет, поддержку и рассказать о своих тревогах и переживаниях , мужчины такого почти что лишены. Молодой отец вряд ли поговорит со своим собственным отцом о том, как обращаться с собственным маленьким ребёнком, а может,  и навыка нет разговаривать по душам. Российское общество достаточно патриархальное, где чётко расписаны гендерные роли. Мужчина — это добытчик и защитник, поэтому даже в «курилках» мужчины в большинстве своём ведут разговоры о деньгах, политике и женщинах, но не про детей.

Однако в глубине души  мужчины нуждаются в   поддержке. Но воспитаны в традиции, что мужчина должен сам справиться. И потому мужчин трудно привлечь на занятия «папа-школы». Из числа тех, кто пришел на занятия, наверное, около 90 процентов отправили жены или подруги, которым в женской консультации объяснили, что есть такие группы для мужчин.

Обычно каждое занятие длится по полтора -два часа. Но часто  приходится немного задержаться, столько вопросов, о которых надо поговорить, найти решения. В большинстве своём мужчины с удовольствием доходят курс до конца. Что является для меня сигналом о том, что дело это правое.

Курс состоит из шести встреч. Темы простые и социально понятные для мужчин.

Первое занятие Тема :отношения участников группы с отцами. Задание для выполнения дома: после занятия поговорить с отцом, обсуждая с ним его «опыт рождения тебя». Конечно, это возможно, если отец жив, если   он эмоционально и физически доступен. Как он принял решение, какими были его переживания, что он решил стать отцом.

Например, одна из тем это подготовка к родам. Как рождать, где рожать, платно и бесплатно. Вторая тема совместные роды. Плюсы и минусы присутствия отца на родах. По этому поводу существует много мифов. У меня у самого есть, что рассказать по этим вопросам. Я рассказываю, как мы с женой организовывали роды, первые платно, вторые бесплатно.  И, что я присутствовал на обоих родах и как это было. Поощряю мужчин, чтобы подбирали информацию из разных источников и сами формировали свое мнение.

Ведущему лучше, наверное, быть нейтральным, но я иногда агитирую за совместные роды.  Мужчина на родах - это, прежде всего свидетель, того, как работает медицинский персонал, а так же благотворная эмоциональная  поддержка жены при   болезненных ощущениях. Осознание изменений  распорядка суточного времени с появлением в доме малыша. Время, которое раньше уходило на друзей, развлечения и спорт   уменьшается.

Второе занятие –  тема про первые месяцы жизни младенцы. Как организовать место в доме для встречи младенца., какие вещи нужно  подготовить до рождения ребёнка, а какие после. Институт медицинского патронажа новорождённых ( выписка из роддома,  визит педиатра и патронажной сестры, оформление медицинских и социальных документов). Грудное вскармливание, его значение в жизни ребёнка и матери и отца.  «Памперс-тренинг» -игра с куклами –как правильно поменять подгузник,  какие действия и в какой последовательности необходимо для этого выполнить.

Третье занятие – первый год жизни младенца.  Что ожидать и чего не стоит ожидать,

информация про здоровье и про уход. Поскольку программа «Ответственное отцовство реализовывалось в сотрудничестве с отделом социальной защиты населения администрации Центрального района, это давало возможность приглашать на наши занятия узкопрофильных специалистов. На такие занятия приглашался врач-педиатр Центрального района, который рассказывал , как правильно организовать уход за новорожденным. Кормление, пеленать не пеленать, присыпки, подгузники,  признаки заболевания ребёнка, когда вызывать и когда не вызывать «скорую».  Обсуждается вопрос вакцинации ребёнка. На занятиях не стоит цель объять необъятное. Задача заинтересовать мужчин определёнными вопросами и наметить поле и инструментарий.

Четвертое занятие. Приглашался специалист  из отдела социальной защиты Центрального района, который очень подробно рассказывал о пособиях  на детей. Какие финансовые выплаты можно получить, какие заявления написать,  в какие учреждения обращаться.

Подробно обсуждались домашние обязанности: мужские и женские, как мужчина может взять на себя часть домашней работы и ухода за ребёнком. Когда и в какие игры играть с ребенком, какие игрушки покупать. Отдельной темой для обсуждения является «Выходной для мамы».  Симптомы послеродовой депрессии у женщин, как ее распознать и как можно облегчить состояние женщины.

Пятое занятие .  Как справляться с сильными эмоциями  в семейных отношениях. Конструктивное разрешение семейных конфликтов. Рассматриваются  тактики и стратегии на основе конкретных примеров участников группы . Какие отношения   складываются в расширенной семье? Иногда молодая пара живет в квартире родителей жены или мужа. Зачастую мамы молодых родителей  и  бабушки конкурируют с их жёнами за детей. Ведь это более опытные женщины, они читали Спока и сами воспитали своих детей, мнят себя экспертами. Фокус на том, какова позиция папы в этих отношениях. Что делать, что не делать, как поступать в тех или иных случаях. Рассматривается полярность – помощь и позитивное влияние в доме матери и дедушки Задача ведущего не давать готовых решений, важны именно мнения и обсуждения участников.Эти обсуждения важны для мужчин, так как в нашей культуре мужчины привыкли контролировать и брать ответственность за свои действия, за свои финансы, за безопасность своей семьи.

Шестое занятие . Домашнее  насилие , виды домашнего насилия. Как и стоит ли наказывать детей.  Альтернативные способы поведения родителей вместо   наказания. Сколько времени проводить отцу с детьми, как общаться с мальчиком, как общаться с   девочкой. Тема сексуальные отношения супругов во время беременности и после родов. Если не будет гармонии в сексуальных отношениях в паре, это может привести партнёров к поиску секса на стороне. Мужчины намного свободнее чувствуют себя в обсуждении секса в мужской компании. Более открыто и меньше стыда. Мужская группа, это особый процесс мужского пространства, где присутствует другая энергетика, более свободная и открытая для мужчин. Подведение итогов.

 

До папа-школы доходят только ответственные отцы. Некоторые из них приезжали на занятия издалека, из   загорода. Это сигнал, что человек сам заинтересован. Ему самому любопытно,  приезжают люди не только с внешней мотивацией , но и с внутренней.

Задача ведущего заметить ту небольшую его внутреннюю мотивацию, и заинтересовать

Задача ведущего не давать готовых решений. Важны именно мнения и обсуждения участников.

Социальный  и культурный опыт участников групп — это важный феномен. На мой взгляд, ведущему надо удержаться от экспертной позиции и не давать инструкции. Чем больше участников говорит то, что думает, чем больше мужчин выступает – тем богаче поле. Расширяется поле опыта и участникам проще сформулировать свое отношение к этим проблемам. Примечательно, что многие мужчины приходят на первое занятие с тетрадкой и ручкой, ожидая лекцию.  Однако потом, во время занятия, эти ожидания ломаются, потому что происходит просто живая дискуссия. Где мнение каждого важно и нет одного всезнающего эксперта. Участники любят брать и выполнять домашние задания. Например, мы обсуждали тему вакцинации.  Прививки много обсуждаются в интернете. У одного папы оказался знакомый из фармацевтической компании. Мы ему всей группой дали задание – расспросить того знакомого, какие есть вакцины и что рекомендует. И тот участник докладывал нам на группе 15 минут о результатах сбора информации. Разные люди приходят на занятия. Юристы, экономисты, сантехники, музыканты, строители, работники сферы услуг.

 

Сергей Крутов, психолог, гештальт-терапевт, ведущий занятий  клуба "Папа-школа" СПбОО «Центра «РАДОМИРА»